Премия Рунета-2020
Самара
+14°
Boom metrics
Спорт
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 марта 2024 14:43

Играл у Карпина и Юрана, снимался в телешоу, общался с Сульшером: Василий Павлов - самарский футболист с уникальной карьерой

Экс-футболист из Самары Василий Павлов: Карпин разрешал пиво после матчей
Василий Павлов и Валерий Карпин на проекте "Кто хочет стать легионером". Фото: из архива Василия Павлова

Василий Павлов и Валерий Карпин на проекте "Кто хочет стать легионером". Фото: из архива Василия Павлова

У самарца Василия Павлова сложилась уникальная футбольная карьера. После самарского «Юнита», тольяттинской «Академии» (где успел застать Игоря Осинькина) и дубля «Крыльев» Василий поиграл в Молдавии, Норвегии, Северной Македонии, Латвии. Стал последним россиянином, поигравшим в украинском чемпионате. Работал под началом Игоря Добровольского, Валерия Карпина, Сергея Юрана. Участвовал в телешоу «Кто хочет стать легионером».

В 29 лет Василий решил повесить бутсы на гвоздь и вплотную заняться сразу несколькими бизнес-проектами. В том числе он обеспечивает спортивной обувью футбольные школы Самары, «молодежку» и женские «Крылья».

Мы почти три часа говорили на самые разные темы, не только футбольные. Для «КП-Самара» публикуем выжимки из этой беседы, касающиеся незаурядного футбольного пути незаурядного человека.

«Крылья Советов» и «Манчестер Юнайтед»

- За основу «Крыльев» сыграть тебе так и не удалось, но ты сам из Самары и живешь в Самаре. Считаешь «Крылья» родной командой? Ходишь на матчи?

- Да, конечно. Сейчас на «Крылья» очень приятно смотреть. Был период, когда команда то вылетала, то возвращалась без особо интересной игры, и тогда интерес угасал. Хотя для меня это родная команда с детства. Когда мне было еще 5-6 лет, отец водил меня еще на старый «Металлург», мы посещали почти все домашние матчи «Крыльев», занимали места на самом верху северной трибуны. Сейчас ходим на «Самара Арену» со своим сыном уже.

Из нынешней команды дружу с Женей Фроловым. Игорь Осинькин — тоже не чужой мне человек, я ездил на сборы, когда он был тренером в тольяттинской «Академии». С тренером Динаром Шариповым общаемся, иногда езжу играть в футбол с ветеранами. «Крылья» - это команда, которая навсегда в сердце.

У меня две таких команды в сердце - «Крылья Советов» и «Манчестер Юнайтед». Отец подарил мне первую футболку - «МЮ», c тех пор я за них болею. Их победа в Кубке чемпионов в компенсированное время в 1999 году над «Баварией» была легендарной. Один из голов в той встрече забил Сульшер, и потом, когда меня через много лет подвели к нему и представили лично… Я до сих пор не верю, что это со мной случилось!

Я тогда перешел играть в норвежский «Бранн», а Сульшер был главным тренером «Мельде». И мы с ними играли в чемпионате. И вот меня представитель «Бранна», зная, что я фанат «МЮ», подзывает и ведет куда-то, ничего не говоря. И вижу, как ко мне тянет руку сам Уле Гуннар и говорит: «О, мистер Павлов!» То есть ему заранее обо мне рассказали, и он согласился на эту короткую встречу, оказался просто человек без пафоса, несмотря на то, что легенда. Это незабываемо, конечно.

Василий Павлов с легендой "МЮ" Уле Гуннаром Сульшером в Норвегии. Фото: из архива Василия Павлова

Василий Павлов с легендой "МЮ" Уле Гуннаром Сульшером в Норвегии. Фото: из архива Василия Павлова

Сборная Англии с балкона

- До «Бранна» ты играл в молдавской «Дачии» под руководством легенды советского футбола Игоря Добровольского.

- Благодарен судьбе за возможность поработать с таким специалистом. После того как я поиграл под его началом, у меня навсегда осталась внутри установка, когда я даже не рассматриваю варианта проиграть. Только победа! Доходит до того, что вот я играю с сыном, и надо бы поддаться, но я ненавижу проигрывать!

- «Крылья Советов» в Кишиневе за несколько лет до этого открывали стадион «Зимбру», построенный прямо во дворе панельной девятиэтажки.

- Да, это был потом наш домашний стадион! Мне повезло на нем увидеть тренировку сборной Англии, так как мы жили прямо на территории стадиона, и смогли договорится с охранниками, чтоб нас пустили посмотреть с верхнего яруса. А кто-то смотрел с балконов своего дома, да. Это была фантастика — увидеть, как тренируются Руни, Джерард, Лэмпард, Терри… На следующий день мы были во время отборочного матча на стадионе, естественно. И меня поразило, что на самом деле, если смотреть с трибуны, а не по телевизору, то нет заоблачных скоростей. Они все делают так же, как и все, но мяч ходит быстрее, им надо одно-два касания, меньше ошибаются в простых ситуациях, и все. А потом смотришь нарезку тех же моментов, что видел с трибуны, и кажется, что это что-то космическое.

В юности прописали пиво со сметаной

- А кто произвел впечатление из тех, с кем приходилось выходить на поле?

- Я тренировался с основой «Крыльев». Помню, Олег Иванов восстанавливался после травмы и зашел с нами в квадрат вообще в кроссовках — и он ни разу мяч не потерял! Он великий мастер, я считаю. Руслан Аджинджал мог отдать любую передачу куда угодно. Он мне даже говорил: «Ты главное беги и не оглядывайся, передача тебя сама найдет».

- Аджинджал в «Крыльях» в 41 год носился по полю быстрее молодых.

- Он очень профессионально к себе относился. Ну, наверное, и природа не обделила. Он в шутку говорил: «Я уж давно закончил бы, но мне новые контракты все предлагают и предлагают. Ну ладно, еще годик поиграю».

- А как у тебя было с «физикой»?

- Я когда в 17 лет попал в команду второй лиги «Юнит», у меня постоянно болел бок в районе печени. Я тогда был очень худой, и мне доктор сказал, что мой организм просто не справляется с нагрузками, и мне срочно нужно набирать вес, иначе я не буду играть в футбол. Рекомендовали пиво со сметаной. Я даже не представляю, как такое на вкус (смеется), просто стал больше есть.

Потом я гораздо легче переносил любые нагрузки, хотя играл у Добровольского (в молдавской «Дачии») и Юрана (в подмосковном «Зорком»), а это школа киевского «Динамо» - надо понимать, какие там давались нагрузки. Потом уже у Карпина в Армавире я впервые столкнулся с тем, что нагрузки распределялись в зависимости от состояния игроков. Валерий Георгиевич говорил: «У меня нет задачи вас загнать».

Еще запомнилось: когда прилетел на сбор одесского «Черноморца» в Турцию, там было плюс 15, а в Самаре, откуда я вылетал, - минус 20. И мне тренер — болгарин Ангел Червенков — сказал: «Ты два дня просто походи, подыши, акклиматизируйся, потом постепенно будешь вливаться. Мне не надо, чтобы ты сейчас на тренировке упал в обморок». И это сработало — я зашел в сезон в отличной готовности.

- Когда ты попал в Одессу, был уже 2019 год. Никаких проблем не было из-за гражданства?

- Ни одной. Тема сложная, конечно, сейчас. У меня сложились чисто человеческие отношения и с игроками, и с болельщиками в Одессе, вне зависимости от того, у кого какое гражданство и национальность. Не помню ни одного проявления агрессии в свой адрес, даже когда мы ездили на матчи, например, на западную Украину. Я понимаю, что везде есть разные люди, но, наверное, это свойство моего характера — притягивать в свой мир хороших людей в любой ситуации. Я молюсь только, чтобы конфликт поскорее закончился и хорошие люди не пострадали.

Карпин: «Вы же все равно напьетесь»

- Карпин уже в Армавире требовал от игроков соблюдения диеты?

- Карпин просто помешан на правильном питании, но это давало свои плоды на самом деле. Я счастлив и благодарен судьбе, что мне довелось поработать с таким человеком. Он открывает глаза на такие вещи, о которых ты раньше и не задумывался. Он говорил, например: «Попробуйте положите пятилитровку воды в рюкзак, повесьте себе за спину и так бегайте. Вот это ваш лишний вес».

Показывал нам фотографии Халка, Криштиану Роналду, у которых только мышцы, тело сухое, и фотографию какого-то российского футболиста — с животиком, лишним жиром. «Вот, - говорит, - сравните: это топы, а это средний футболист, вы какими хотите быть?»

Тренер по физподготовке следил за питанием, кого-то прямо бил по рукам: «Тебе такое нельзя, не бери макароны, возьми овощи». Возле полочки со сладким чуть ли не охрана стояла, это было практически под замком для футболистов. Орехи, сухофрукты, овсяное печенье — вот все, что можно было позволить себе из сладкого.

Валерий Карпин и в армавирском "Торпедо" на заре своей тренерской карьеры придавал значение правильному питанию. Фото: из архива Василия Павлова

Валерий Карпин и в армавирском "Торпедо" на заре своей тренерской карьеры придавал значение правильному питанию. Фото: из архива Василия Павлова

При этом после каждой игры мы собирались в ресторане — и игроки, и тренеры, с семьями, и каждому было позволено по две кружки пива. Карпин говорил: «Иначе вы же все равно разбежитесь по кучкам и напьетесь. Хочу, чтоб вы видели: я здесь, я с вами, я не против расслабления после пиковых нагрузок».

Я не видел, чтоб сам Карпин пил. Курит — да. Но он в бешеном порядке. Посмотрите на него: ему уже 55 исполнилось, а он выглядит лет на 40. Я тоже к такому стремлюсь, он для меня — пример для подражания.

- В дальнейшей карьере и по ее завершении ты соблюдал такую же диету?

- Когда ты знаешь, как это работает, уже принимаешь решение сознательно, понимая, какие последствия будут. Сейчас, после завершения карьеры, уже, конечно, не так слежу за собой, могу себе позволить что-то вечерком. Наверное, это связано с тем, что стресса в бизнесе больше, чем в футболе.

- Юран — противоположность Карпину?

- Они — разные. Но что объединяет и Карпина, и Добровольского, и Юрана — для них очень важен коллектив, в котором бьются друг за друга. Юран говорил: «Я могу простить ошибку на поле, но не прощу безразличия». Он сам на сто процентов отдается делу и того же требует от других. Я понимаю, что у кого-то отношение к нему противоречивое, но от себя могу сказать про него только хорошее. Я при нем реанимировал карьеру, провел хороший сезон в Красногорске, после этого заключил хороший контракт и уехал играть за рубеж. Когда я играл в «Зорком», у меня только родился ребенок, я каждые выходные летал домой в Самару, и Юран ни разу не отказал в дополнительном выходном.

Реанимировал карьеру после телешоу

- Карпин и Юран были тренерами в телешоу «Кто хочет стать легионером», в котором ты участвовал. Они там были такими же требовательными, как в профессиональных командах?

- Скажем так: они понимали, что и от кого можно требовать. У большинства участников был объективный потолок возможностей. Там ведь на просмотр даже люди приходили не в спортивной форме, а в джинсах — и такое бывало. Ну и понятно, что во всем этом присутствовал элемент шоу. Тем не менее это действительно был социальный проект, были ребята, которые подписали профессиональные контракты после этого, пусть и во второй лиге, я в их числе. Сейчас выпущено два сезона аналогичного шоу в Казахстане, и тоже «люди с улицы» получили свои шансы. Вроде бы что-то подобное планируется в Китае.

Василий Павлов, игрок "Вентспилса", в матче Лиги Европы против игрока "Бордо" Жюля Конде - ныне футболиста "Барселоны" и чемпиона мира в составе сборной Франции. Фото: из архива Василия Павлова

Василий Павлов, игрок "Вентспилса", в матче Лиги Европы против игрока "Бордо" Жюля Конде - ныне футболиста "Барселоны" и чемпиона мира в составе сборной Франции. Фото: из архива Василия Павлова

- Ты же мог реально по итогам этого шоу стать легионером, подписать контракт с зарубежным клубом. Почему не срослось?

- По концепции шоу в конце был выставочный матч, на который приезжали скауты зарубежных команд. И меня выбрали люди из турецкого «Антальяспор» - там еще Вагнер Лав играл. Я должен был поехать туда на просмотр, но он постоянно откладывался, и там не было никаких гарантий. А тут Юран как раз возглавил «Зоркий», звонит мне: «Приезжай сразу на контракт».

Но по сути-то я все равно в итоге стал легионером — после «Зоркого» поехал в Латвию, в «Вентспилс», мы там бились за чемпионство, играли в Лиге Европы. Так что в принципе все получилось.